Чемпион Европы-2010 по фигурному катанию Александр Смирнов, выступающий в паре с Юко Кавагути, рассказал корреспонденту "Р-Спорт" Марии Воробьевой, как проходит подготовка к новому сезону, который пара начнет после пропуска соревновательного цикла-2013/14. В октябре 2013 года Смирнов получил тяжелейшую травму, и пара не смогла претендовать на попадание на домашние Олимпийские игры.
- Мы не так давно начали тренироваться, потихоньку раскатываем новые ботинки, - сказал Смирнов. – Если не ошибаюсь, уже пошла третья тренировочная неделя – сейчас мы на сборе в Сочи. Сегодня, кстати, как раз впервые прокатывали наброски новой короткой программы. Все получается довольно-таки неплохо! Сегодня мы с Юко в прокате исполнили все сложные элементы – тройную подкрутку, выброс, прыжок. Гораздо больше проблем нам доставило комбинированное вращение (смеется). Давно мы его не делали!
- Справились?
- Справиться-то справились, но Тамара Николаевна (Москвина) сразу сказала, что недочетов еще очень много. И подкрепила прокат своим любимым выражением – первый блин комом (смеется)! Она любит эту фразу повторять. Теперь, говорит, начинаем добиваться качества и чистоты исполнения.
- Где катаетесь в Сочи?
- На тренировочном катке рядом с "Айсбергом". Условия здесь просто отличные, а вот олимпийской атмосферы и след простыл (улыбается). Все объекты, конечно, стоят, люди ходят на экскурсии. Но "Айсберг" и наш каток закрыты для общего доступа – нас сюда пускают только по пропускам. Зато льда у нас – целое море (смеется)!
- Вы сказали, что уже накатываете новую короткую программу. Идеей, конечно же, не поделитесь?
- Если появятся планы открыть этот секретик, то сообщать такую информацию является прерогативой Тамары Николаевны (улыбается). Вообще скажу, что придумать что-то совсем уникальное и сверхинтересное сложно, поскольку в короткой программе все элементы четко прописаны и обязательны к исполнению.
- Но в прошлом-то сезоне программа "Калинка" у вас получилась более чем интересной и уникальной. Только вот увидеть ее практически никто не смог…
- Возможно, мы эту программу, кстати, сделаем своим показательным номером. Один раз мы с ней все-таки выступили – на празднике у Алексея Николаевича Мишина. Такую замечательную программу, для которой была специально написана музыка, просто так забывать действительно будет очень жалко. Так что мы обязательно в этом году ее постараемся задействовать, а, может быть, однажды даже используем в сезоне, когда будут подходящие тематические мотивы.
- То есть соревновательной будет только новая постановка?
- Да, именно так.
Пока иногда мешают психологические моменты
- К слову о соревнованиях. Вам предстоит выступить на двух этапах Гран-при – в США и Японии. Какие первые мысли были, когда узнали о таком раскладе?
- Конечно, немножко неожиданно было получить именно первый и последний этапы (улыбается). Мы думали, если выпадет два этапа, то два первых. Но нам достались США и Япония, что в принципе нас тоже устраивает. Мы, во-первых, очень рады, что нам дали сразу два этапа. Во-вторых, до Skate America времени еще достаточно, чтобы мы могли качественно подготовиться к турниру. На нем проверим свои силы, и если будут какие-то недочеты, мы успеем их исправить к NHK Trophy. Также мы ищем дополнительные соревнования, чтобы начать сезон пораньше. Тамара Николаевна плотно занимается этим вопросом, выбирает турниры серии "Б". Нам все-таки нужно компенсировать пропущенный сезон. Хоть мы и выступали в шоу Ильи Авербуха, но это совсем другая история в отличие от выхода на публику со спортивными программами.
- Саша, как у вас со здоровьем? Старые травмы больше не дают о себе знать?
- Прыгаю я достаточно много. Мой "любимый" прыжок вроде бы получается стабильно (смеется). Но в то же время случаются какие-то срывы, причем продиктованы они не болевыми ощущениями. Срабатывает какой-то психологический момент – голову просто отключает, и прыжок не идет. Я еще не работал с психологом, возможно, даже сам смогу это в себе перебороть. Одно время, когда только начал выходить на лед, разговаривал с Женей Плющенко. Спрашивал, как он после таких операций возвращался и перебарывал этот страх. Ведь физически я сейчас готов очень хорошо, все делаю отлично…
- Какой совет вам дал Плющенко?
- Евгений сказал, что на преодоление этого барьера нужно время. Рассказывал, что в такие периоды ругался сам на себя, много элементов срывал, пытался себя заставить делать их качественно. На сборах потратил огромное количество времени именно на такую монотонную, механическую работу, когда ты доводишь до автоматизма исполнение элементов. Так что процесс этот длительный, нужно немного больше времени и веры в себя.
- Если в совокупности сложить все факторы, насколько волнительно вам готовиться к новому сезону и насколько волнительно будет его начинать?
- Пока мы спокойно готовимся – с чувством, с толком, с расстановкой. Сейчас с нетерпением ждем возвращения в Питер нашего постановщика Петра Чернышева, чтобы он проверил поставленную нами короткую программу (улыбается).
- Так вы сами занимались постановкой?
- Да, все втроем: мы с Юко и Тамара Николаевна (смеется). Думаю, что Петр приедет и что-то нам обязательно поменяет и добавит. Посмотрит один раз своим опытным взглядом и сразу поймет, какие нюансы нужно поправить, какие изюминки нужно привнести. Возвращаясь к вопросу о том, насколько волнительно будет начинать сезон, скажу, что пока рассуждать об этом рано. Но вообще настрой хороший!
- По вашему голосу слышно, что вы с огромным интересом и энтузиазмом проводите сбор. Наверняка ведь рады, что все наконец-то вернулось на круги своя?
- Вообще мне очень хочется верить и надеяться, что все уже окончательно устаканилось. Что травмы больше не помешают нам продолжать с Юко радовать наших болельщиков, нашего любимого тренера и самих себя. Сколько уж можно-то (смеется)!
- Когда возвращаетесь в Петербург?
- Возвращаемся 4 июля, отдохнем максимум один денек и сразу же выйдем на лед. Сейчас ведь идет самая горячая пора! Поближе к соревнованиям нагрузки и ледовую практику можно будет потихоньку сбавлять, а вот сейчас нужно поработать в полную силу.