— У меня даже слезы выступили, но потом от усталости, от эмоций, выплеснутых в бою, это сошло на нет. Просто выдохнула — и все. Теперь могу всем в шутку говорить, что я не просто по фамилии Великая, а великая спортсменка.
— После решающего укола вы зажмурились — что думали в тот момент?
— Что я этого добилась. Мы смогли победить вместе с командой, спасибо им за это большое. Личный турнир уже остался позади, и теперь я очень рада, что мы все уезжаем домой с медалями. Какое это счастье, вы не представляете! Желаю удачи шпажистам — ребята, мы в вас верим, вы сможете.
Фехтование. Команда России завоевала золото в сабле!
— Что сказали друг другу после победы?
— Просто радовались. Не могли поверить, что это случилось. Но я ни разу не сомневалась в общем успехе. Да, был тяжелый момент в первой встрече, когда еще нужно было переключиться с личных соревнований. Но нашла в себе силы. В фехтовании одна встреча — не показатель. Мы это прекрасно понимали, и спасибо девушкам — они верили в меня и поддержали. Это дало мне сил и эмоций вернуться и добиться максимального результата. Спасибо тренерам Кристиану Бауэру и Дмитрию Глотову — они все сделали, чтобы мы не упустили этот шанс. Сложно приезжать на такой турнир фаворитами, но не нужно стесняться этого или бояться.
— Где вы чувствовали себя лучше, в личном турнире или в командном?
— В личном я выступала нестабильно — то замечательные удары наношу, то не очень серьезные получаю. Что ж, значит, так должно было быть. В команде я уже больше себя контролировала, лучше двигалась и мое фехтование было гармоничнее и сбалансированнее. Старалась фехтовать более надежно и зарядить эмоциями девчонок. Чтобы они поверили, захотели, не испугались в последнюю минуту, что-то не получится. Пока не загорится фонарь после 45-го укола.
— Насколько важно было фехтовать в финале последней и поставить победную точку?
— Конечно, мне этого хотелось. В полуфинале мы попробовали поставить в конце Яну Григорян — она должна была попробовать и ощутить, что это такое именно на Олимпийских играх, почувствовать всю ответственность. А теперь я хотела напоследок пофехтовать с Ольгой Харлан. Я ее хорошо знаю, люблю, она замечательный человек, выдающаяся спорстменка с сильным характером. Наше соперничество интригует болельщиков и нравится всему миру. Это было здорово.
— Согласны, что вы для нее неудобная соперница?
— Не думаю. У нас бывают разные встречи, заканчиваются с разным счетом. Соперники могут менять манеру фехтования. Все может в любую минуту измениться.
— Самый принципиальный матч был все-таки с США?
— Думаю, да. Вы сами видели — то повели, то позволили себя догнать. Хорошо, что мы собрались и вырвали победу.
— Чувствовалась поддержка болельщиков?
— Да, кроме них, я никого больше в зале не слышала. Это здорово, спасибо им большое. Ты понимаешь, что им нужен, что они в тебя верят, им важно, что ты делаешь. Они искренне переживают, даже плачут, если ты проиграл. Хочется выиграть и порадовать их.
— Уже четыре олимпийских золота. В чем секрет российского фехтования?
— На статистику мы не смотрели. Прогнозы были неутешительные, но наш старший тренер Ильгар Мамедов был уверен в успехе. Он нас постоянно подбадривал, всю команду. И все остальные наши руководители — люди, любящие свое дело, настоящие фанатики. Мне кажется, я до такого уровня еще не доросла. Они сделали все возможное для такого выступления. Президент международной федерации Алишер Усманов уже много лет делает все, чтобы фехтование во всем мире вышло на высочайший уровень. То, что у России сейчас столько медалей — плод и его колоссального труда, и работы иностранных тренеров в связке с российскими.
— Была ли мысль, что вы здесь выступаете не только за себя, но и за тех, кому не удалось стартовать в Рио по всем известным причинам?
— Конечно. Им мы и посвятили свою победу. Потому что мы об этих ребятах не забываем.
— Это ваша последняя олимпиада?
— Нет, конечно. Посмотрите вокруг — как можно от такого уйти? Только если унесут (смеется). Если серьезно, то мы тоже не всегда себя хорошо чувствуем, и кто знает, что будет завтра. Я возьму небольшую паузу, и продолжу. Ни в коем случае пока не заявляю о завершении карьеры.
— Что сделаете сразу по возвращении домой?
— Обниму ребенка, мужа, всю семью. Они сделали очень много для меня в это четырехлетие. Помогли вернуться в спорт, заботились о малыше. В моем напряженном графике все взяли на себя, поддержали по всем направлениям. Наша семья — это большой клан. Сюда, например, зап меня приехали поболеть два брата. Хочу поделиться с ними радостью.
— У вас будет отпуск?
— По секрету скажу — я надеюсь (улыбается). Но пока не знаю.
Напомним, что для семикратной чемпионки мира Великой эта золотая олимпийская награда стала первой в ее профессиональной карьере. Ранее она упустила победу в личном первенстве саблисток, уступив в финальном поединке другой российской спортсменке Яне Егорян.